ДЕВЕЛОПМЕНТ И ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНЫХ АКТИВОВ Заказать звонок +7 (495) 926-08-75

Крупным торговым центрам помогло холодное лето?

Холодный июль стал неприятным сюрпризом для многих жителей столичного региона. Но, как нередко случается, проблемы для одних открывают дополнительные возможности выигрыша для других. Если владельцы открытых кафе, ресторанов с верандами подсчитывают убытки, то собственники крупных торгово-развлекательных центров отмечают увеличение числа посетителей.

В течение трех лет число посетителей на 1 кв. метр в ТРЦ (Shopping index) постоянно снижалось. С 2016-го по 2018-й год, данный показатель ежегодно уменьшался на 5-7%. Эксперты считают, что это стало следствием снижения покупательной способности граждан. Отрицательная динамика несколько замедлилась в 2018 году, когда в стране проходил Чемпионат мира по футболу.

С наступлением 2019 года ситуация изменилась. По данным статистики, посещаемость, прежде всего, крупных торговых центров увеличивалась каждый месяц. Shopping index за год вырос на 3%. Скептики объясняют это эффектом «низкой базы», - снижение неизбежно должно было смениться ростом. Однако в отдельных ТРЦ рост заметно превышал средние показатели, - например, в ТЦ «Авиапарк» на Ходынском бульваре рост посещаемости в июне-июле составлял 30-35% по сравнению с прошлым годом. Это заставляет задуматься об объективных тенденциях, которые действуют в данном сегменте рынка коммерческой недвижимости.

Конечно, на настроение людей повлияла погода: вместо посещения открытых кафе, ресторанов и парков часть из них предпочла пойти в комфортные современные ТРЦ. Холод и дожди привели также к тому, что многие решили пораньше позаботиться о покупке осенней одежды. Но помимо сезонно-климатических факторов видна также тенденция трансформации самих ТРЦ. По данным аналитиков, в этом году на треть выросло число крупных центров, где собственники решили изменить маркетинговую концепцию.

Эксперты считают, что повышение привлекательности ТРЦ связано с увеличением в них пространства, отведенного под зону общепита и развлечений (в том числе для детей). Меняются архитектура и внутренняя структура: например, вместо центральной галереи появляется круговой обход, открывается визуальная связь между этажами, магазины становятся менее «глубокими», вместо одной доминирующей марки появляются разные конкурирующие бренды и т.п. Создавая комфортное пространство для шоппинга и отдыха, владельцы крупны торгово-развлекательных комплексов стремятся привлечь в них не только семьи, которые включают такое посещение в маршрут выходного дня, но и более широкую аудиторию.    

«Эффективный торговый центр похож на живой организм, - комментирует Тимур Савин. Партнер Группы МЕТА. – У него должны быть возможности для роста и постоянных изменений. При этом экономические трудности не являются приговором, скорее наоборот, они позволяют увидеть, что необходимо сделать для повышения привлекательности и эффективности ТРЦ. Это справедливо не только для крупных площадок. Меньшие по площади объекты также становятся успешными, когда превращаются в районные центры притяжения, где можно совершать ежедневные покупки, оплачивать счета, получать качественные услуги, заниматься спортом после рабочего дня и проводить выходные дни вместе с семьей. Многочисленные случаи показывают, что ТРЦ являются удачным объектом для инвестиций».